Моя бабушка родилась в начале двадцатого века и прожила 90 лет. Много чего видела, и кое-что мне рассказала.До замужества, бабушка жила на территории нынешней Донецкой области. Когда она была ещё подростком, в их село зашли белогвардейцы. Они были одеты в красивые мундиры с аксельбантами, на головах папахи, селяне называли их кадетами. Белые начали проводить мобилизацию среди местного населения. Селяне служить не хотели. Бабушка рассказывала:
Дядька Петро прятался в кукурузе. Белые били его старого отца нагайками, спрашивали где твой сын? Отец не признавался. Следом пришли красные и выгнали белых. Дядька Петро снова убежал, потому что красные также проводили мобилизацию. Опять допрашивали его отца, но он сказал:" Я не хозяин своему сыну, он уже взрослый, где хочет там и ходит." Тех, кто отказался идти к красным построили и объявили, что раз они не захотели служить у красных, значит они бандиты-махновцы. Этих бедолаг повели под Марьинку (рядом с Донецком), заставили рыть окопы. Потом их расстреляли и в этих окопах закопали.
Красных выбили из села махновцы. Крестьяне сами отдавали им одежду и продовольствие. Со слов бабушки:" Багато молодих хлопців пішло до Махна і побили їх, мало хто вернувся." Пошли много и пошли добровольно. Харизма Махно, его идеи оказались близки простым крестьянам. Личность Нестора Ивановича и сейчас популярна на востоке Украины в отличии от навязываемых националистами Бандеры и Петлюры. Но ни одна политическая партия, не занималась популяризацией Махно.
Напоследок песня «Махно» в исполнении группы «Контра» из Мариуполя.